фото: https://www.freeimages.com, @penywise
Консорциум, управляющий трубопроводом, который Казахстан использует для экспорта основной части своей нефти, заявил, что маршрут может быть в значительной степени непригоден для использования в течение двух месяцев из-за повреждения инфраструктуры, вызванного недавним штормом.
Каспийский трубопроводный консорциум, или КТК, заявил в заявлении от 22 марта, что два из трех танкерных погрузочных сооружений в российском черноморском порту Новороссийск, которые позволяют судам принимать нефть на безопасном расстоянии от берега, выведены из строя.
Исполнительный директор КТК Николай Горбань сообщил журналистам 23 марта, что погрузка нефти на Новороссийском терминале на данный момент полностью остановлена. В то время как нефть может подаваться в трубопровод протяженностью 1500 километров, который начинается на гигантском месторождении Тенгиз в Казахстане на восточном побережье Каспия, поставки в марте и апреле сократятся в пять раз по сравнению с обычным объемом, сказал он.
Консорциум заявил, что будет изо всех сил пытаться найти запасные компоненты для поврежденных средств погрузки танкеров из-за международных санкций, введенных против России в ответ на ее вторжение в Украину. Заместитель министра энергетики России Павел Сорокин заявил, что экспорт нефти по трубопроводу КТК может сократиться примерно на 1 миллион баррелей в день в течение двух месяцев, необходимых для проведения ремонтных работ, сообщило российское государственное информационное агентство ТАСС.
Аналитики, на которых ссылается Financial Times, выразили некоторый скептицизм по поводу заявлений о нанесении ущерба в результате шторма, отметив, что ни один из западных партнеров консорциума, в том числе крупные компании Chevron и Exxon, владеющие 15 и 7 процентами акций соответственно, не смогли провести собственные проверки.
“Если шторм отключит инфраструктуру или если Россия отключит инфраструктуру, Россия может решить, когда она вновь откроет инфраструктуру”, — сказал Financial Times Кевин Бук, управляющий директор исследовательской группы ClearView Energy Partners, базирующейся в Вашингтоне.
Это сокращение поставок будет особенно болезненным для Казахстана. Более двух третей экспорта нефти страны проходит по трубопроводу КТК.
В 2021 году КТК отгрузил через новороссийский терминал 60,7 млн тонн нефти, что эквивалентно примерно 510 млн баррелей. Из этого общего объема 53 миллиона тонн поступили с месторождений Кашаган, Тенгиз и Карачаганак в Западном Казахстане. Еще 7,7 млн тонн было поставлено российскими компаниями.
Министерство энергетики Казахстана заявило 23 марта, что оно “консультируется с КТК о сроках возобновления операций на морском терминале» и что оно также тем временем рассматривает альтернативные маршруты экспорта нефти.
Эксперты отмечают, однако, что существует несколько жизнеспособных вариантов.
Олег Червинский, журналист по энергетике, рассказал Eurasianet, что одной из возможностей было перенаправить потоки нефти из трубопровода КТК в трубопровод Атырау-Самара в северном направлении в Россию. Это означало бы смешивание высококачественной тенгизской нефти с относительно нечистой российской смесью Urals, которая в настоящее время торгуется примерно на две трети стоимости смеси Brent, наиболее часто котируемой на международных рынках.
По словам Червинского, морской переход через закрытый Каспий и подача нефти в трубопровод Баку-Джейхан лишь в какой-то степени помогут восполнить дефицит экспорта, поскольку пропускная способность казахстанского порта Актау ограничена.
«К сожалению, прекращение поставок с новороссийского терминала приведет к снижению добычи нефти в Казахстане, что приведет к снижению доходов экспортеров и снижению налоговых поступлений в дальнейшем по цепочке», — сказал он.
